?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Моё возвращение в большую науку было кратким, а уход, по-видимому, окончательным. Но даже небольшого  срока хватило, чтобы понять, что за время моего отсутствия здесь сделали ещё один виток вглубину. Наука раздробилась на ещё более мелкие ответвления и подразделы. И те кирпичики её здания, о которых когда-то говорил мой папа, стали практически невидимы глазу. Молекулярная биология, куда состоялось моё недолгое возвращение, оперировала через геномы клеток и творила чудеса превращений. Проблема болезни Альцгеймера была  препарирована до уровня пептидов,  которые синтезировались неправильно или правильно. Эту груду молекул теперь можно было вертеть и так и эдак, пристегивая к ней дополнительные хвосты и головы, прицепляя их к другим пептидам.

Глубина захватывала, но без системного подхода становилась какой-то бессмысленной. 

Каждый грыз свой микроскопический «кирпичик» не поднимая головы и часто не глядя на соседа.  И не думая, а что там потом сложится из всех этих кирпичиков.

Но такова она, по-видимому, современная наука.

 А свойственно ли вообще нормальным учёным думать дальше, чем поставленная задача и представлять, что стоит за этой, написанной на листочке формулой? 
 

Часть Третья.  Учёные «решают задачи» - задачи «решают учёных».

 Помню, что когда я в детстве смотрела фильмы про то, как в США создавали атомную бомбу, там голос за кадром обычно задавал риторический вопрос на предмет того,  думал ли Оппенгеймер о том, к чему приведет его открытие. И другие, думали ли они, мучались ли впоследствии от того, что «выпустили атом на свободу». По версии советских пропагандистов выходило, что да, мол, мучались и представляли. Кто знает? А вот мне думается, что не так уж они и мучались. Вернее, мучались они потом. А в процессе – они  «решали задачу».  Это был сумашедше интересный пазл, достойный их гениального ума,  и они его сложили.  

Также впоследствии произошло и с клонированием.

 Поэтому исследования в любой, пусть даже самой неэтичной и опасной области науки вряд ли можно на самом деле остановить насильно.

Человеческий мозг как гончая, почуявшая добычу, начинает рваться, бежать и не успокаивается, пока не достигнет своего. Где-то в запрещенных лабораториях на краю земли фанатики от науки будут клонировать, синтезировать и запускать.
Им даже не надо много за это платить. Поэтому наука никогда не остановится.

 Но если венуться к вопросу о том, как это всё на них влияет, как на личностей, остаются ли они после этого всего прежними, то тут однозначного ответа нет. Видимо, это зависит всё же от масштаба личности и таланта. В этой связи вспоминается математик  Перельман со всеми его так называемыми странностями.

Пнрельман доказал теорему, но и теорема доказала его. Ему больше нет надобности выходить на улицу, работать и чего-то там покупать в магазинах. Ему уже не нужен миллион, потому что он понял, что есть вещи поважнее....

 Возможно, люди соприкасающиеся в своей работе с некими глобальными вещами дейсвительно перестают видеть этот мир также, как мы, простые смертные.

***

 И вот про физиков и теорию струн. (Я немного посмотрела отснятый для документального фильма материал.)

Теория струн вполне может претендовать на новую всеобщую теорию. Для обывателя это нереально красивая теория и история. Вместо атомов элементарными  частицами становятся какие-то загадочные струны. Вместо привычного мира – Вселенная с восьмью или более измерениями. А вообще, не исключено, что мы живем просто на мембране между другими мирами.

И снова тот же вопрос.

Если очень упростить и задуматься : что может чувствовать человек, предлагающий ученому миру концепцию, по которой  все мы существуем на  мембране?  Правительство, террористы, мусульманские и христианские лидеры и поп-звезды... И всё это  – всего лишь на мембране. Возможно, ученому, доказывающему себе и другим такое, легче жить, чувствуя эфемерность и непрочность нашего мира? Возможно, он становится скромнее и тише, понимая, что нелепо хорохориться, если уж ты на мембране...

А возможно и нет. Я смотрела интервью с несколькими  учеными-физиками, занимающимися  теорией струн, и они говорили, что такие вещи просто не приходят им в голову.  И опять они говорили, что просто «решают некие задачи». Берут кусок математической формулы и крутят его и так и эдак, в точности как молекулярные биологи крутят свои пептиды. А о чем это и чем это закончится, они подумают как-нибудь потом.
Я, разумеется, знаю не всех физиков ....

 


Comments

( 4 comments — Leave a comment )
lenish
Sep. 19th, 2011 04:13 pm (UTC)
Очень актуальное и востребованное направление мысли -- этика и социология науки... В американских университетах этими вопросами тоже занимаются...Например, в Унив. Британской Колумбии есть факультет интердисциплинарных наук. Возможно, вам писательско-научный талант там бы весьма пригодился...
kurasawa_n
Sep. 20th, 2011 04:03 am (UTC)
Интересная информация, что есть такой факультет. Я даже, честно говоря, и не слышала о таком.
Ищу, ищу место, где пригодился бы мой талант..:))
labota
Sep. 19th, 2011 10:47 pm (UTC)
класс
здорово.
у тех ученых, что я наблюдаю в моей лабе мол. биологии, вроде никаких изменений... а вот я стала задумываться)
kurasawa_n
Sep. 20th, 2011 04:04 am (UTC)
Re: класс
Да, это такая тема... обширная.
Я ещё её продолжу. Спасибо, что читаете.
( 4 comments — Leave a comment )

Latest Month

August 2016
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031