?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Программа передач
Дорогие радиослушатели, наше Радио продолжает говорить о Женщинах.
В процессе бурного обсуждения темы «стареющих 35-летних женщин» многие коментаторы упорно гнули линию «всё зависит от самой женщины». И вот теперь как раз пришло время поговорить о том, а какие они, эти наши женщины, то есть мы?
И вот стачала будет такая статья Эльзы Иброшевой.
Восточноевропейская женщина в поисках самоидентификации. Хищница или независимая натура?

(The Eastern European Woman’s  Search for Identity: A Gold Digger or an Independent Spirit?)

Эльза Иброшева – профессор университета в штате Иллинойс, США. По-видимому, родом из Болгарии, так как в статье много анализируется болгарский фольклор и поп-культура.
Здесь можно прочитать статью полностью.
http://lass.calumet.purdue.edu/cca/gmj/fa06/gmj_fa06_ibroscheva.htm



Если кому-то интересно, почему я ссылаюсь на эту статью, то это будет в следующем эфире.
Я также расскажу о том, что думаю я сама по вопросу самоидентификации женщин Восточной Европы. Расскажу о тех интервью, которые я брала у женщин и которые смотрела-слушала. Всё это будет о «голд-дигерах» и «просто золушках». Следите за эфиром!

А теперь – Эльза Иброшева.

В  своей статье Эльза Иброшева рассматривает, как вновь «раскрепощенные» после падения Берлинской стены женщины Восточной Европы, в частности болгарские, отбросив прежние стереотипы, примеряют на себя новый имидж.  Социалистическая героиня-труженица в каске, так же как и извечная мать и кормилица, обе придавленные патриархальными устоями,  уступают место кому-то другому.

 Станет ли этим «кем-то другим» активная охотница за  богатсвом или это будет просто независимая и свободная женщина?
А может, это одно и тоже?

Вот вопросы над которыми задумывается автор.

 «...Современная женщина Восточной Европы – это противоречивый гибрид, с трудом идентифицирующий себя сам».

 «...Её тело – это одновременно и декоративно-сексуальный  объект и тело рабочей лошади. Её сознание – это сознание жены, матери, добытчика и интеллектуала. Её свободная воля подчинена как семье, так и государству. Она раб патриархальных традиций с перевернутой моделью сознания и заниженными стандртами».

 Итак, «раскрепощенная» пост-коммунистическая женщина, расстающаяся со своими  прошлыми ипсотасями,  всматривается в свое отражение в зеркале...

 

1. В 60-е-70-е годы двадцатого века американские феминистки смотрели на женщин Восточной Европы с завистью. И действительно, женщины бывших социалистических стран пользовались правами и привелегиями, о которых западные женщины только мечтали.

Однако, это всё же была псевдоэмансипация, основной причиной которой было то, что женская рабочая сила была нужна для индустриализации страны. Работа была не столько правом, сколько долгом, а низкие зарплаты – дополнительным стимулом для того, чтобы оба члена семьи работали. При этом интересно, что пре-коммунистические патриархальные устои остались в обществе практически неизменными, что означало , что женщина по-прежнему должна была делать всю домашнюю работу.  По сути женщина стала экспуатироваться дважды – и дома и на работе.

 2. Ссылаясь на работы других исследователей этой темы, анализировавших как фольклор, так и художественную литературу, автор приходит к выводу, что традиционным для Восточной Европы положительным персонажем всегда была  женщина подчиненная, с мягким податливым характером. Так называемая «пассивная красавица», либо безимянная «принцесса». Героини же,  демонстрировавшие сильный и независимый характер, как правило были персонажами отрицательными.  

 3. В период коммунистического правления в обществе существовало два основных конфликтующих между собой имиджа жещины. Первый – это социалистическая амазонка, женщина-андроид, героиня модернизации и индустриализации и второй – это женщина мать и кормилица.  

 

4. Говоря о современной болгарской (европейской) женщине автор  указывает, что она унаследовала три различные модели традиционной женской роли: восточную, православно-партиархальную и тоталитарно-социалистическую. Таким образом получился противоречивый гибрид, который создает трудности для самой женщины как-то  идентифицировать себя и свои взгляды на мир. Её индивидуальность раздваивается. Её тело – это одновременно и декоративно-сексуальный  объект и тело рабочей лошади. Её сознание – это сознание жены, матери, добытчика и интеллектуала. Её свободная воля подчинена как семье, так и государству. Она раб патриархальных традиций с перевернутой моделью сознания и заниженными стандртами.

 5. На этом фоне интересно рассмотреть появившийся в Восточной Европе образ женщины как хищницы, охотящейся за богатым мужчиной (gold-digger). Этот имидж женщины  был распространен в Америке 30-х годов прошлого столетия и был любимым бродвейским типом,  приспособленным затем под нужды эры депрессии.

Интересно , что в странах Восточной Европы пост-коммунистического периода, он приобрел достаточно  противоречивые черты. На основании анализа поп-музыки и современного фольклора, автор приходит к выводу, что в каком-то смысле он может быть интерпретирован как «осовбодительный» имея в виду, что он возвращает женщине сексуальность, которая отсутствовала при социализме.

 Женщина-голддиггер противоположна традиционному имиджу восточно-европейской  женщины. Она не ждет пассивно мужского вниимания, а сама как правило его добивается, часто диктует правила в любовных отношениях. Такая героиня – это независимый интерпренер, смело нарушающий прошлые табу.

 По сути образ женщины-голддиггера оказался очень близким к образу просто  свободолюбивой и независимой героини. Почему же так получилось? Автор высказывает предположение, что это случилось вследствие того, что коммунистическая идеология по «женскому вопросу» никогда не касалась ни женской сексуальности ни женской независимости, ибо никогда не подвергала сомнению традиционные женские стереотипы.

 Таким образом образ женщины-голддигера в массовой, например, болгарской поп-культуре отрицает стереотип асексуальной, псевдоэмансипированной женщины коммунистического общества с одной стороны,  а с другой стороны также разрушает стереотип покорной и подчиняемой женщины традиционного патриархального общества.  

 

При этом в конце Иброшева замечает, что «свобода» хищницы – это всё таки мнимая свобода. Ибо в условиях рынка её сексуальность эксплуатируется.

 И ничуть по-видимому не меньше, чем когда-то эксплуатировалась рабочая сила женщин на коммунистических стройках (это уже я добавляю от себя).

 

 Вот так, как бы косвенно, автор приходит к интересному выводу, о том, что такая ролевая модель как хищница, охотящаяся за богатыми мужчинами (gold-digger) является как бы перходной и неизбежной, видимо,  стадией на пути женщины от традиционного-патриархального и советского прошлого к будущему имиджу независимой женщины.  

Скорее всего, однако, что как и указывалось в начале статьи, женщина Восточной Европы так и останется на довольно длительный период времени противоречивым конгломератом всех своих эпостасей и образов.

 

 

Comments

( 10 comments — Leave a comment )
nathalyru
Feb. 18th, 2011 07:44 am (UTC)
"Woman is the nigger of the world
Think about it...do something about it"
(c) John Lennon
kurasawa_n
Feb. 18th, 2011 07:54 am (UTC)
Ну, мы это ещё обсудим, нигер или не нигер...
А может, и тварь дрожащая, а может имеет право.. А может, это страус злой..:)
nathalyru
Feb. 18th, 2011 08:08 am (UTC)
Он шел по сельской местности к ближайшему орешнику за новою метлой...
aisiati
Feb. 18th, 2011 10:49 am (UTC)
В Европе образ восточно-европейской женщины пока что однознаяный и немного убогий: это хищница за богатым (или просто любым западно-европейским) мужчиной, готовая ради добычи на все.
Словосочетание "русская невеста" имеет тоже негативный привкус :(( Все объяснимо...
kurasawa_n
Feb. 18th, 2011 05:40 pm (UTC)
Мне кажется, что всё же со времен 90-х годов что-то меняется в лучшую сторону. В хищнице ведь, как отмечает автор, есть и положительные черты. Активность, предприимчивочть и т.д. Просто это направлено не в ту сторону.
bestbashni
Feb. 18th, 2011 02:42 pm (UTC)
Все женщины у которых есть приличный доход не гоняются ни за какими богатыми и вообще не парятся -есть мужчина нет его..так себе. А вот в целом почти нереально заработать на достойную жизнь, героиней надо быть, вот и ищут обеспечителя. Да и мужчин альфонсирующих немало. может даже больше чем женщин хищниц.
kurasawa_n
Feb. 18th, 2011 05:33 pm (UTC)
Поскольку автор этой статьи ссылается на фольклор, песни и вообще по-культуру, где вырисовывается этот "новый образ" хищницы, это, конечно, относится, прежде всего к людям небогатым. Хищницы, конечно, выходят в соновном из них.
Кроме того, надо сказать, что сейчас ситуация немного изменилась. Хорошо обеспеченных женщин стало больше.
bestbashni
Feb. 18th, 2011 08:19 pm (UTC)
Я как раз об этом. Была бы возможность себя обеспечить - пусть не супер, но на среднем уровне, хищниц было бы намного меньше. При советах тоже были и проститутки и искали женихов побогаче, но такой вакханалии не было. Сейчас от 16 до 86 почти все женщины мечтают замуж за богатого оибо любовника богатого...потому что сидят в жо...простите, и выбраться из нее по-другому не знают как)).
lada_kalinkina
Feb. 19th, 2011 05:00 am (UTC)
На себя посмотри
"Восточно-европейская женщина" - надо ж придумать. Восточно-европейская овчарка - есть такая собака.
Мисс (или миссис) Иброшева полагает, что за умными словами и как бы научными формулировками никто не разглядит общего идиотизма ее статьи?
Ученые - носы копченые))). Кто только спонсирует вот эту вашу науку?
(Anonymous)
Feb. 22nd, 2011 07:56 pm (UTC)
Что-то тут с методологией у профессора университета в штате Иллинойс, США неладно... Добрый вечер, уважаемая редакция!
Если Эльза анализирует данные фольклора и традиционной культуры болгаров вообще, то значит она реконструирует этностереотипы. И таким образом практически исследует прошлое (архаические пласты народной культуры).
Если же Эльза претендует на исследование процессов в Болгарии 20 века, то... на каком материале? Она проводит социологические исследования или просто так себе публицистически обобщает? Что включается в понятие поп-культура?Ну и нет ни слова про эволюцию ментальных установок мужчин... А это - необходимый объект исследования, я извиняюсь!
Хотя, естественно, мыслей здравых много. Например, что «свобода» хищницы – это всё таки мнимая свобода. Ибо в условиях рынка её сексуальность эксплуатируется. Ясное дело!!! Счастливых эфиров!
( 10 comments — Leave a comment )

Latest Month

August 2016
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031