Однажды я услышала такую логическую цепочку (понимаю, что нелепую, но всё же). Не стоит учить ребенка танцевать (петь, играть на пианино). -- Это сделает его душу чувствительной. -- Чем больше его душа будет чувстительной, тем больше у него вероятности разочароваться в жизни. -- Если он будет много разочаровываться, он будет много страдать.
И вот ловлю себя на мысли, что слова разочаровываться и страдать, соотнесенные с детьми, не вызывают у меня привычного протеста. Ведь если поразмыслить: «А возможно ли вообще прожить жизнь без страданий и разочарований?» Если нет, то нужно ли ограждать ребенка от них?
Может, нужно просто учить его, как нужно «страдать и разочаровываться» правильно. Или, иными словами, учить его бороться с трудностями вообще.
Когда я говорю учить, я имею в виду нечто другое, нежели просто поставлять ему трудности и смотреть, как он справится. Под УЧИТЬ я подразумеваю давать какие-то стратегии преодоления.
Была я как-то со своим ребенком на детской площадке. (Действие происходит в Америке, если кто не в курсе). И наблюдаю такую сцену. Мальчик лет семи (да, уже довольно большой) с ревом бежит к маме, сидящей недалеко на скамеечке. Мама – судя по внешности, такая энергичная, молодая, спортивная. И вот она ему на большой скорости выдает примерно следующее (по-английски): «Немедленно прекрати плакать. Это не способ решения проблемы. Когда ты сделал что-то не так, не уходи от конфликта, а старайся решить его сразу. Понимаешь, сразу! Извинись если нужно. Исправь свою ошибку сразу. Не уходи от неё и не плач. Ты можешь это сделать». Ну и дальше что-то такое же. Я думаю: «Ого!». Мама просто как менеджер и психолог в одном лице. Не знаю, что там произошло у мальчика. Но мама учит его, как себя вести в конфликтной ситуации. Я имею в виду конкретно учит. Не делает вид, что ничего не случилось, не жалеет, не идет разбираться сама.
То есть 1. Показывает, что она признает существование проблемы.
2. Дает какой-то выход их ситуации.
По-моему это важно.
Часто детские проблемы незначимы и непонятны взрослым. Взрослые уже знают алгоритм решения сложностей, которые кажутся детям непреодолимыми, и недоумевают – а чего ребенок плачет-то, в чем проблема?
***
Кстати, недавно я с ужасом поняла, что мой дефектный «алгоритм преодоления» всё ещё такой - или должно получаться сразу, или я в эту игру не играю. Ну конечно, теоретически я знаю..., что надо долго пробовать, пробовать, тренироваться, а потом... Но вот практически у меня реально мало подобного опыта. А такого детского опыта я вообще не помню.
Поэтому я обращаю на это внимание при воспитании своего ребенка.
Не смотря ни на что я суммирую свои наблюдения, опыт других людей, литературу и прочее и вот.. такой вывод...
(Продолжение следует)
Comments
Что же касается дефектного "алгоритма определения" - а если не выходит всю жизнь? Может, тогда стоит поменять направление усилий и действительно сыгрануть в другую игру?
А охранником в школе тяжело...
Но как мать, дочери закончившей муз.школу, должна заметить, что характер и преодоление трудностей, а так же умение переходить от простого к сложному, муз.школа, еще ОЙ, как воспитывает. Я уже не говорю об усидчивости и умению добиваться конечного результата. Сама была удивлена, но вижу результат.
А сразу по-моему ничего не получается. Вот вспомнила фильм Матрица. Там даже избранный Нио упал с крыши в первый раз.